Мандерлей (Manderlay)

Крепостные негры

Покинув Догвилль, Грейс долго ездила по стране со своим отцом, пока не наткнулась на маленький городишко Мандерлей, где до сих пор негры не знают, что рабство было отменено 70 лет назад.

Нравственная проблема порабощения африканских негров уже перестала стоять ребром, особенно сейчас, когда президентом США избрали Барака Обаму. Для России эта тема вообще не очень то и интересна, благодаря такому явлению как "крепостное крестьянство". Одно дело порабощать людей, отличающихся не только нравственными устроями или социальным статусом, а даже цветом кожи, другое же дело считать рабами таких же русских людей, как ты сам. И, исторически, собственная родина мне даже более неприятна, чем рабовладение в США.

Конечно же, расизм и негритянское рабство - это тоже плохо. И "Мандерлей" старается показать этот момент с разных сторон: ведь если подходить к проблеме с другого бока, то оказывается, что для самих негров свобода оказалась не меньшим шоком, чем собственно рабство, а жизнь их в нём не была так уж плоха. Ведь всё познаётся в сравнении.

Но перейдём к самому фильму. Проблема в том, что "Мандерлей" насквозь вторичен, несмотря на новую историю и смысл. Структура и саундтрек не изменились, а вот некоторые достоинства "Догвилля" "Мандерлей" упускает: всё смотрится не настолько условным, как в предыдущем фильме, а новый город не так хорошо запоминается из-за обильной серости и тёмности. И вообще, с художественной точки зрения "Мандерлей" проигрывает "Догвиллю" практически в сухую: общий уровень постановки ниже.

Смена актёрского состава для подобного "театрального" фильма вовсе не недостаток, ведь сюжетных связей с "Догвиллем" в "Мандерлее" минимум. Другое дело, что Николь Кидман и Брайс Даллас Ховард находятся в разных, так сказать, весовых категориях и отсутсвие первой всё-таки разочаровоывает.

Но тем не менее, фильм замечательный. "Мандерлей" может показаться скучным, несмотря на то, что хронометраж, по сравнению с "Догвиллем", уменьшен почти на час. Но фильм глубок и достаточно правдопобобно показывает историческую ситуацию в обществе, что дорогого стоит.

8 из 10